Знакомясь с музыкой, ребёнок учится слушать и слышать, выражать с помощью музыкальных звуков свои впечатления, учится творческой деятельности и развивает эмоциональную отзывчивость.
Музыкальное воспитание способствует формированию разносторонней личности ребёнка, приобщению его к национальной культуре и общечеловеческим ценностям.
Ведущая роль в развитии музыкальности ребёнка принадлежит окружающим его взрослым, которые могут создать условия для успешного и гармоничного протекания этого процесса. Замечено, что ребёнок проявляет большую активность, если может поделиться своими эмоциональными впечатлениями с близким ему взрослым и найти у него поддержку.
Дети растут и развиваются в окружающей их музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. Существует прекрасная, высокохудожественная музыка, одновременно повсюду мы видим примеры антихудожественных, низкопробных образчиков псевдоискусства, которые обрушиваются как на взрослых, так и на детей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен им противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры. Музыка является одним их важнейших средств воспитания духовности, культуры. Уже в раннем и младшем дошкольном возрасте очень важную роль играет накопление интонационно-музыкального опыта воспитания музыкального искусства в разных видах и жанрах музыкального искусства. В центре приобщения к миру музыки – развитие творческого «слышания» музыки детьми.
Родителям необходимо расширять культурное пространство ребенка- посещать со своими детьми музыкальные театры, филармонические концерты, художественные музеи, ориентированные специально на детей дошкольного возраста. Посещение театра, музея или концертного зала является для детей ярким культурным событием , активизирует их интерес к искусству, дает мощный стимул творческой активности.
Такие культырные события в жизни ребенка должны быть тщательно продуманы и подготовлены.
Посещение музыкального театра детьми требует обязательной предварительной подготовки-знакомство ребенка с литературно-сюжетной основой спектакля, прослушивание музыкальных фрагментов, просмотр изобразительного ряда-эскизов костюмов, декораций , созданных по мотивам той или иной оперы или балета.
Посещение музыкального театра, музея, концерта, вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей и позволяет не только развить музыкальное восприятие и творчетсво, но и воспитать культурного слушателя и зрителя.
Разумеется, далеко не всякая опера или балет доступны дошкольникам. Оперный или балетный спектакль. Предлагаемый дошкольнику должен быть ярким, интересным в музыкально-сценическом отношении, понятным детям по содержанию, небольшим по объему. Вполне доступны и очень интересны дошкольникам «музыкальные сказки» - «Щелкунчик и «спящая красавица» П.И. Чайковского, «Золушка» С.С.Прокофьева, «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова и др.
Итогом посещения театра, концерта или музея обязательно должно стать последующее обсуждение и воплощение полученных впечатлений в различных видах художественного творчества. Можно попросить ребенка нарисовать или слепить понравившегося героя или целое событие из просмотренного спектакля.
С уважением музыкальный руководитель Дегтярева М.А.